Москва: +7(495)777-90-03

 

 

Динамика качественного состояния опорно-двигательного аппарата у подростков при сколиозе под действием комплексной реабилитационной программы

Казакова С.М., Казаков Е.А. Запорожский национальный университет Экономико-гуманитарный факультет г. Мелитополь

Аннотация. Разработана комплексная программа физической реабилитации для школьников 13-14 лет с правосторонним кифозным сколиозом. Показано, что состояние динамики структурно-функциональных параметров опорно-двигательного аппарата под влиянием методов физической реабилитации -улучшилось. Комплексная программа физической реабилитации способствует более эффективной коррекции нарушений пространственной организации тела и позволяет нейтрализовать негативное влияние школьных факторов риска.

Annotation. Kazakova S.M., Kazakov E.A. Dynamics of the high-quality state of mainstay-mobile apparatus at teenagers at scoliosis, under act of the complex rehabilitation program. It is
elaborated the complex program of physical rehabilitation for 13-14 years schoolchildren with right-side kyphoscoliosis. It is shown that the dynamic state of structural-functional parameters of mainstay-mobile apparatus under influence of physical rehabilitation methods improved. The comprehensive programme of a physical rehabilitation promotes more effective correction of violations of spatial organization of a body and allows to neutralize negative effect of school risk factors.

Введение 
Проблемы формирования, сохранения и укрепления здоровья детей подросткового возраста, пропаганда здорового образа жизни, реабилитация уже имеющихся отклонений от нормального развития всегда были и остаются приоритетными в любом современном обществе [6]. Особенности регуляции вертикальной позы относится к числу наиболее актуальных медико-биологических проблем современности. Ею занимаются ученные различных специальностей: биомеханики, физиологи, реабилитологи, медики, т.к. это наиболее существенный показатель состояния здоровья человека [5].
Среди заболеваний опорно-двигательного аппарата нарушение осанки занимает одно из первых мест, как по частоте, так и по сложности патологических изменений. Количество детей с нарушением осанки в Украине за последние 20 лет увеличилось в два раза и составляет от 60 до 80%, то есть в среднем, три ребенка из пяти имеют видимые деформации опорно-двигательного аппарата, что, в свою очередь, приводит к увеличению патологии не только аппарата движения, но и основных органов и систем (сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной и др.) [4]. Известно [1,3], множество причин этих нарушений - изменение экологии, несбалансированное питание, информационные перегрузки детей, гипокинезия, гиподинамия. В период обучения в школе дефицит двигательной активности приводит к недостаточной стимуляции роста и развития организма, появлению избыточной массы тела за счет отложения жира.
Ограничение объема мышечной деятельности ведет к снижению афферентной импульсации мышц, что, в свою очередь, приводит к изменению сократительных способностей мышц. В мышечных волокнах наблюдаются выраженные атрофические и дистрофические изменения, значительно снижаются сила и мышечный тонус, происходят нарушения двигательных навыков и координации движений [7]. Результаты научных исследований [3,5] и опыт ряда стран Западной Европы [9-11] убедительно по-казывают, что достаточно увеличить двигательную активность, обеспечить ребенка возможностью реализовать заложенный в нем генетический двигательный потенциал, заставить качественно работать системы физического воспитания, и уже даже это решает ряд проблем, связанных с уровнем заболеваемости и распространенностью деформации опорно-двигательного аппарата, значительно повышает устойчивость детей к различного рода неблагоприятным факторам среды.
Поэтому, экспериментальные исследования по влиянию физреабилитационных программ на качественное состояние опорно-двигательного аппарата подростков чрезвычайно актуально и практически значимо с точки зрения решения проблемы сохранения здоровья детей пуберантного возраста.
Тема выполнялась в рамках программы: Педагогические и медико-биологические аспекты жизнедеятельности человека в реальных условиях внешней среды и возможности коррекции психосоматического здоровья. ГРН № 0102U007830.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования - разработать и обосновать программу физической реабилитации для подростков с правосторонним сколиозом, изучить влияние этой программы на динамику качественного состояния опорно-двигательного аппарата. Для выполнения поставленной цели были определены следующие задачи:
1) исследовать морфолого-функциональные показатели опорно-двигательного аппарата у подростков 13-14 лет с правосторонним сколиозом до и после эксперимента;
2) определить эффективность комплексной реабилитационной программы для улучшения
осанки у детей с правосторонним сколиозом.
В качестве основных были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы за последние 10 лет;
- экспериментальные методы регистрации параметров [4]: плечевого индекса (ПИ), подвижности позвоночного столба (ППС), боковой подвижности позвоночного столба (БППС), статической силовой выносливости мышц спины (ССВМС), силовой выносливости мышц спины правой стороны (СВМСП), силовой выносливости мышц спины левой стороны (СВМСЛ), динамической силовой выносливости мышц живота (ДСВМЖ), силовой выносливости мышц живота (СВМЖ), силовой выносливости правой наружной мышцы живота (СВПНКМЖ), рессорных свойств стопы (РСС), индекса стопы (ИС);
- математической статистики для обработки экспериментальных данных.
Исследования проводились на базе учебно-воспитательного комплекса № 9 г.Мелитополя. В эксперименте участвовало 30 подростков мужского пола с медицинским диагнозом - правосторонний кифозный сколиоз. Школьники согласно нормативным оценкам показателям роста, веса соответствовали среднему уровню физического развития [1].
Комплексная реабилитационная программа включала лечебную физкультуру [7], массаж [8], диетотерапию [2], здоровый образ жизни и выполнение режима школьника [6].

Результаты исследования.

Сопоставление результатов по плечевому индексу (рис. 1) показал, что данный показатель увеличился на 10-11 % (p<0,05) в сравнении с параметрами вначале эксперимента и практически достиг отметки - нормальная осанка, самого нижнего предела.
Данные по подвижности позвоночного столба до и после эксперимента показали, что их значения увеличивались на 25-30 % (p<0,05) и достигли нижнего уровня по нормативам - "хорошо". Анализ результатов по боковой подвижности позвоночного столба показал, что дети 13-14 лет под влиянием методов физической реабилитации улучшили показатели - на 19-20 % с левой стороны (p<0,05) позвоночника и на 5-6 % - с правой стороны (p<0,01) по сравнению с данными, которые они имели до эксперимента. Это указывает на то, что возросла сила боковых мышц спины. Эти данные подтверждаются и следующими показателями (рис. 2, рис. 3), а именно статической силовой выносливость мышц спины, которая увеличилась на 40-42%, силовой выносливостью мышц спины, которая также увеличилась на 20-22%.

Рис. 1. Динамика ПИ, ИС  у детей до и после эксперимента

 
 
 
Рис. 2. Динамика физиол. показателей у детей до и после эксперимента

Параметры по силовой выносливости мышц спины правой стороны возросли на 38-40% (p<0,01), левой стороны - на 40-42% (p<0,01). Эти результаты еще раз подтверждают тот факт, что методы физической реабилитации способствуют формированию более сильных мышц спины, а значит и позволяют корректировать осанку школьников. Мышцы живота также участвуют в формировании осанки ор-ганизма. Анализ результатов по этим параметрам показал, что динамическая силовая выносливость мышц живота увеличилась после эксперимента у детей на 8-10 %, в сравнении с этим же показателем до эксперимента, силовая выносливость мышц живота - на 15-17 %, силовая выносливость правой наружной мышцы живота - на 20-30 % (p<0,01). Сравнительная характеристика рессорных свойств стопы показала (рис.4), что в начале эксперимента стопа характеризовалась как слабая, после - практически приблизилась к норме, ее нижнему показателю. Индекс стопы вначале эксперимента соответствовал значениям - "умеренно плоская", после эксперимента данные значения увеличились на 5-7 % (p<0,01), что практически приблизилась стопа к нижней отметке норматива.
Таким образом, анализ результатов по морфолого-физиологическим показателям опорно-двигательного аппарата показал, что комплексная реабилитационная программа позволила улучшить параметры мышц живота, спины, стопы, подвижность позвоночного столба.

Рис. 3. Динамика структурных показателей у детей до и после эксперимента
 

 

Рис. 4. Динамика показателей ОДА у детей до и после эксперимента

Выводы

Результаты исследования показали, что комплексная программа физической реабилитации для подростков с правосторонним кифозным сколиозом способствует более эффективной коррекции нарушений пространственной организации тела и по-зволяет нейтрализовать негативное влияние школьных факторов риска.
Перспективы дальнейших исследований. Планируется разработка комплексных программ физической реабилитации для детей 13-14 лет с комбинированными нарушениями ОДА .

 

 

Литература.
1. Автухова Р.А. Учимся лежа. Обучение и воспитание младших школьников с нарушением ОДА в массовой школе // Здоровье детей. - 2005. - №20 (295).
2. Бридко В.В., Павлова Т.С. Рациональное питание //Мат. межрегион.научно-практ. "Реабилитация. Валеология. Народная и нетрадиционная медицина. Опыт. Проблемы. Перспективы развития". - Симферополь: Б. и., 2008. - С. 28-30.
3. Жарова I. Ефективнють застосування засоб1в ф1зично! реабшгтацп у хворих з порушенням опорно-рухового апарату (остеохондроз i плоскостошсть) // Теор1я i метод. ф1з. виховання i спорту. - 2005. - №2-3. - С. 45-48.
4. Кашуба В., Жарова I. Вплив засобiв ФГЗИЧНО! реабшгтацп на показники стшкост тша оаб з ортопедичною патолопею // Теорiя i метод. ф1з. виховання i спорту. - 2006. - №2. - С.
46-50.
5. Кашуба В.А. Биомеханика осанки. - К.: Олимпийская литература. - 2003. - 281 с.
6. Корд Махназ. Влияние программы физической реабилитации на пространственную организацию тела детей 8 лет с нарушением осанки во фронтальной плоскости и сколиозом I и II степени //Теорiя i метод. ф1з. виховання i спорту. - 2008.
- №2. - С. 64-68.
7. Шрамко Ю.И., Нехай С.П. Использование средств физической культуры для коррекции сколиоза у детей младшего школьного возраста //материалы международной научнопрактической конф. с междун. участием. - Омферополь. -2008. - С. 117-119.
8. Шумишнин С. В. Боьшая энциклопедия мас сажа. - М.: Артель, 2000. - 350 с.
9. Battie M.C., Bigos S.J., Fisher L.D., Spengler D.M. Hansson T.H., Nechemson A.L. The role of spinal flexbility in back pain complaints withinindustry: A prospective study // Spine.
- 1990. - № 15(8). - Р. 768-773.
10. Crawford H.J., Jull G.A. The influence of thoracic posture and movement on range of arm clevation // Physiotherapy Theory and Practice. - 1993. - № 9 (3). - Р. 143-148.
11. Kasperczyk T. Metody oceny postawy ciala. - Krakow: SKRYPTOWENR, 2000. - 179 p.
Поступила в редакцию 04.05.2009г.
diser03@rambler.ru

  • Лечение позвоночника, телефон в Москве: +7(495)777-90-03 (многоканальный), +7(495)225-38-03
  • метро Нагатинская, улица Нагатинская, дом 1, корпус 21: +7(495)764-35-12, +7(499)611-62-90,

    метро Академика Янгеля, улица Академика Янгеля, дом 3: +7(495)766-51-76.
Мы Вконтакте Мы на facebook Мы в twitter

В случаях копирования материалов и размещения их на других сайтах, администрация сайта будет поступать согласно с законодательством РФ об авторском праве.

Динамика качественного состояния опорно-двигательного аппарата у подростков при сколиозе под действием комплексной реабилитационной программы

Вверх