Москва: +7(495)777-90-03

 

 

Коррекция нарушений осанки студенток специальной медицинской группы средствами йоги

Горелов А.А., доктор педагогических наук, профессор
Беликова Ж.А., аспирант
Кондаков В.Л., кандидат педагогических наук, доцент Белгородский государственный университет

Статья подготовлена в рамках реализации Федераль­ной целевой программы «Научные и научно-педагогичес­кие кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы, направление «Гуманитарные науки», мероприятие 1.2.1 «Проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук», конкурс № НК-416П, проект «Психолого-педагогические технологии повыше­ния умственной и физической работоспособности, сниже­ния нервно-эмоционального напряжения у студентов в процессе образовательной деятельности».
Аннотация
В статье обосновывается целесообразность исполь­зования упражнений йоги для коррекции нарушений осан­ки студенток специальной медицинской группы.
Ключевые слова: нарушения осанки, сколиозы, остеохондрозы, студентки специальной медицинской группы, занятия физической культурой, упражнения йоги.

THE CORRECTION OF FAULTS IN POSTURE OF THE STUDENTS OF THE SPECIAL CORRECTION GROUP USING YOGA METHOD
GorelovA., doctor of the Pedagogic Science, professor
Belikova J., the post-graduate student
Kondakov V., candidate of the Pedagogic Science, assistant professor Belgorod State University

Abstract
In this article the suitability of using yoga for correction of faults in posture of the students of the special correction group is proved.
Key words: faults in posture, scoliosis, osteohondrosis, the students of the special correction group, PE study, yoga exercises.
В настоящее время отмечается устойчивая тен­денция омоложения нарушений в опорно-двигательном аппарате (ОДА). Сколиоз и остеохондроз, являются одним из самых распространенных заболеваний и в школе, и в вузе. В частности, в БелГУ, по данным ме­дицинского осмотра, в 2008-2009 уч. г., нарушения ОДА стоят на первом месте: они обнаружены у 41,7% сту­дентов. Из них у 49,6 % - сколиозы, у 31,5 % - остео­хондрозы, у 17,2 % - сопряженные сколиозы с остео­хондрозами, у 36,1 % - другие нарушения ОДА.
Проблема укрепления ОДА студентов становит­ся все более острой в условиях интенсификации учебно-воспитательного процесса, возросших объе­мов умственных и физических нагрузок, снижения двигательной активности. Студенты с нарушениями в ОДА, по результатам медосмотра, причисляются к специальному медицинскому отделению (СМО).
Организация и методика учебно-тренировоч­ных занятий (УТЗ) по физической культуре (ФК) с такими студентами имеет свои особенности и зас­луживает особого внимания. Опыт работы с данным контингентом, по свидетельству многих специалис­тов, показывает, что при грамотном проведении этих занятий заболеваемость студентов снижается, по­вышается их умственная активность, физическая работоспособность, физическое развитие и физичес­кая подготовленность [6, 9, 2, 3, 15].
В специальной литературе наиболее распростра­ненной является точка зрения о целесообразности формирования СМО по нозологическому принципу, поскольку в этом случае появляется возможность си­стематически включать упражнения, направленные на профилактику заболеваний того или иного типа [11]. Для решения названной проблемы в вузах предлагаются различные педагогические подходы, традиционные и нетрадиционные средства физической культуры.
По вопросу выбора оптимальных средств оз­доровления ОДА на учебно-тренировочных заняти­ях (УТЗ) по физической культуре (ФК) большинство авторов придерживаются традиционных взглядов и предлагают использовать: гимнастику, плавание, массаж и пр. [10, 7, 3].
со студентами СМО, поскольку здесь чётко просле­живается переход от освоения простых упражнений к освоению более сложных.
Исходя из всего сказанного, была разработана экспериментальная программа занятий физической культурой со студентками, имеющими заболевания опорно-двигательного аппарата, основными элемента­ми которой являются асаны (позы) и пранаяма (ком­плекс дыхательных упражнений), которые в сочетании позволяют осуществлять сознательный контроль над процессами жизнедеятельности, включающие в себя упражнения для коррекции нарушений ОДА.
Эта программа рассчитана на один год соглас­но принятому в вузах разделению учебного процес­са на семестры. Она состоит из трёх частей: пер­вая часть - занятия облегчённой йогой; вторая часть - занятия классической йогой; третья часть - заня­тия усложнённой йогой (таблица 1).

Таблица 1
Экспериментальная программа коррекции нарушений осанки средствами йоги

Семестр

Месяц

Раздел йоги

Задачи

Содержание

I

Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

облегченная

1. Обучение комплексу
дыхательных упражнений (пранаяма);
2. Обучение технике выполнения асан (поз);
3. Развитие силы мышц
спины и брюшного пресса.

Упражнения, выполняемые стоя:
«гора», «наклон вперед», «расширение
грудной клетки», «наклон вбок стоя», «самолет», «стул».

Упражнения, выполняемые в упоре:
«кошка», «весы», «верблюд»,
«наклонная доска», «узел», «поза ребенка».

Упражнения, выполняемые лежа на
спине: «мостик», «колени к груди», «рыбка», поза трупа» и др.
.

II

Февраль
Март

классическая

1.Совершенствование
техники дыхательных
упражнений.
2. Развитие силовой
выносливости мышц
туловища и нижних
конечностей.
3. Формирование
мышечного корсета.
4. Развитие гибкости и подвижности суставов.

Упражнения, выполняемые стоя:
«дерево», «подсолнечник», «наклон
вбок стоя», «самолет», «бог солнца», «воин I и II».

Упражнения, выполняемые в упоре:
«собака смотрит вниз», «доска»,
«крокодил», «птица солнца», «поза ребенка с вытянутыми руками».

Упражнения, выполняемые сидя:
«бабочка», «наклон вперед», «полушпагат сидя», лодка.

Упражнения, выполняемые лежа на
спине и животе: «кузнечик»,
«супермен», «лук», «поза ребенка», «лягушка», «мостик», «голубь» и др.

Апрель
Май

усложненная

1.  Укрепление мышц
спины и брюшного
пресса;
2.  Развитие координации;
3.   Формирование навыков
самостоятельного
выполнения комплексов
упражнений йоги.

Упражнения, выполняемые в непрерывной серии поз стоя, сидя, в упоре, лежа на животе и на спине. «Приветствие солнцу»: «прогиб назад», «наклон вперед стоя», «выпад правой», «планка», «собака вниз мордой», «крокодил», «собака вверх мордой», «собака вниз мордой», «выпадлевой», «наклон стоя», «прогиб назад».
Серия поз «воина» выполняемая влево и вправо: «воин 2», «воин 1», «воин 3». Серия поз «укрепление торса» выполняемые влево и вправо: «треугольник», «острый угол», «руки в замок за спиной», «планка», «собака вниз мордой», «супермен», «поза ребенка».
Серия поз выполняемые лежа на животе: «кузнечик», «саранча», «кобра», «супермен», «лук», «поза ребенка».
Серия поз выполняемые лежа на спине: «мостик», «колени к груди», «плуг», стойка на плечах в упоре», «рыба», «поза трупа» и др.

Из нетрадиционных средств особый интерес представляют упражнения хатха-йоги, поскольку они изначально большое внимание уделяют здоровью позвоночника и суставов [4, 13, 14, 1]. Кроме того, они позволяют поддерживать равномерное кровооб­ращение всех органов и систем организма. С возра­стом позвоночник теряет гибкость за счет уплотнения связок. Поскольку связки объединены в общую систему, при ограни­чении подвижности на одном участке по­ражение распространяется на всю систе­му, что приводит в конечном итоге к поте­ре подвижности всего тела. Упражнения системы йогов в основном предназначены для поддержания правильной кривизны позвоночника и увеличения его подвижно­сти путем растяжки передней и задних про­дольных связок.
На сегодняшний день существует ог­ромное количество различного рода моди­фикаций гимнастики по системе йогов, следствием чего является множество са­мых разнообразных книг по этой проблеме. Большинство авторов подчеркивают поло­жительный эффект от занятий йогой для состояния ОДА в целом и осанки в частно­сти [8, 16, 13, 14, 1, 5].
Теоретический анализ литературы, а также изучение гимнастики йогов на прак­тике позволило особо выделить методику обучения упражнениям йоги, разработан­ную и опробованную американским специ­алистом Бет Шоу [15], которую автор на­звала йога-фит (тренинг для здоровья). Автор предлагает разделить упражнения хатха-йоги на три группы: облегчённую, классическую и усложнённую. Такая си­стема обучения представляется нам наибо­лее приемлемой для применения её в работе.
Для оценки эффективности разработанной про­граммы были сформированы две группы студенток с нарушениями в ОДА (сколиозы, остеохондрозы): экспериментальная группа (ЭГ) и контрольная (КГ). К ЭГ были отнесены 33 девушки, которые занима­лись по специально разработанной программе. К КГ - 33 девушки, которые занимались по общей для сту­дентов СМО программе, разработанной преподава­телями кафедры физического воспитания №1 БелГУ. Возраст испытуемых 17-19 лет.
На освоение и совершенствование упражнений облегчённой йоги, согласно разработанной програм­ме, был отведён весь первый семестр - 4 месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь). Такое реше­ние мотивируется тем, что практически для всех студентов упражнения йоги являются новыми, нео­бычными и достаточно сложными. Кроме того, эф­фективность занятий йогой во многом обуславлива­ется правильной техникой дыхания, которой студен­ты поначалу также не владеют. Таким образом, I семестр посвящён овладению правильной техни­кой дыхания (пранаяма) и обучению технике наибо­лее простых упражнений (асан).
Занятия классической йогой проводились в те­чение первых двух месяцев после зимних каникул -в феврале и марте.
На занятия усложнённой йогой отведены пос­ледние два месяца в учебном году - апрель, май.
Согласно примерной программе по дисциплине ФК [12] в учебном году запланировано 68 занятий по фи­зической культуре - по 34 занятия в каждом семест­ре. В разработанной нами экспериментальной комплексной программе оздоровительной физической культу­ры с элементами йоги первое и последнее за­нятие в I семестре, а также последнее заня­тие во II семестре были посвящены тестирова­нию показателей физи­ческого развития, функ­циональной тренирован­ности и состояния ОДА испытуемых. Первое занятие во II семестре предус­матривает повторение пройденного в I семес­тре материала и восста­новление после переры­ва на каникулы техники изученных ранее уп­ражнений йоги. Таким образом, 3 занятия в году по­священы тестированию (в начале учебного года, в се­редине и в конце), одно занятие - повторению пройден­ного материала (после зимних каникул), 32 занятия - овладению упражнениями облегчённой йоги и по 16 за­нятий - овладению упражнениями классической и ус­ложнённой йоги соответственно.
Комплексная программа по системе йоги со­ставлялась с учетом тяжести сколиоза и остеохон­дроза у студентов. При отборе упражнений особое значение придавалось специальным позам для тре­нировки мышечного корсета, выполняемым из раз­грузочных исходных положений. Цель таких упраж­нений - повышение силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса, увеличение подвижнос­ти позвоночника и суставов, коррекция деформации, обеспечение правильного дыхания.
Эксперимент продолжался с сентября 2008 г. по май 2009 г. включительно. С целью определения влияния экспериментальной программы оздорови­тельной физической культуры с элементами йоги на состояние ОДА испытуемых в начале и в конце эк­сперимента было проведено тестирование по мето­дике А.А. Потапчук, М.Д. Дидур [7]. Согласно ре­комендациям авторов методики, у испытуемых оце­нивались следующие показатели: силовая выносли­вость мышц спины, динамическая выносливость мышц брюшного пресса, боковая подвижность по­звоночника, подвижность в плечевом и локтевом суставах. Результаты тестирования представлены в таблице 2. Расчеты достоверности различий прово­дились по критериям Стьюдента и Фишера.
Таблица 2
Оценка функционального состояния позвоночника испытуемых (n=33)


Оценка функционального состояния позвоночника

до
эксперимента

после эксперимента

Р

 

х ± m

2
σ

х ± m

2
σ

 

Наклон в сторону (степень
латерофлексии), см

Правая Левая

47,0 ± 0,88 47,21 ±1,10

25,75 40,23

43,97 ± 0,88 43,76 ± 30,94

25,41 30,94

0,05 * 0,05 *

Оценка динамической выносливости мышц брюшного пресса (сек)

43,03±5,23

903,92

82,68 ± 5,28

918,92

0,05 *

Оценка силовой выносливости мышц спины (сек)

67,42 ±8,33

2291,25

174,06 ±11,86

4644,66

0,05 **

Наклон вперед сидя (см)

5,62 ± 1,32

57,64

12,35 ± 1,25

51,76

0,05 *

Подвижность в плечевом и локтевом суставах (см)

Правая

7,68 ± 0,91

27,53

10,17 ± 0,89

25,99

 

Левая

10,74 ± 0,74

18,14

12,26 ± 0,77

19,57

 

Полученные данные свидетельствуют о досто­верно положительном влиянии экспериментальной про­грамме, разработанной на основе методики Бет Шоу, на состояние позвоночника студенток, страдающих сколиозами и остеохондрозами. В частности, достовер­ные улучшения произошли по большинству обследован­ных показателей: силовая выносливость мышц спины, динамическая выносливость мышц брюшного пресса, боковая подвижность позвоночника. Недостоверные улучшения произошли в показателях подвижности в плечевом и локтевом суставах обеих рук.
Помимо оценки состояния ОДА по методике А.А. Потапчук, М.Д. Дидур [7], с испытуемыми также проводилась оценка их физического развития, физической подготовленности, функциональной тре­нированности по следующим показателям: вес, рост, окружность талии, бедер, грудной клетки, экскурсия грудной клетки, ЖЕЛ, проба Штанге, проба Генча, сила (сгибание разгибание рук в упоре лёжа, дина­мометрия), гибкость, координация, проба Ромберга, артериальное давление, ортостатическая проба, про­ба Руффье, степ-тест (экспресс). До эксперимента обе группы были однородны.
Полученные данные свидетельствуют, что в ЭГ в результате экспериментальных занятий произош­ли следующие достоверные улучшения: экскурсия грудной клетки, систолическое давление, ЖЕЛ, про­ба Штанге, проба Генча, проба Ромберга, динамо­метрия, сгибание-разгибание рук в упоре лёжа. В КГ достоверных изменений не произошло.
Обобщая результаты педагогического экспери­мента, можно сделать вывод о том, что предложен­ная экспериментальная программа оказывает поло­жительное влияние на общее физическое развитие студенток с нарушениями ОДА, способствует повы­шению функционального состояния их позвоночника во фронтальной и сагиттальной плоскостях, а также способствует повышению динамической выносливо­сти мышц брюшного пресса, коррекции деформации и увеличению подвижности позвоночника и суставов.

 

 

Литература

  1. Быстров, В.И. ЙОГА полная система упражнений / В.И. Быстров. - Минск: Харвест, 2009. - 352 с.
  2. Васильева, В.К. Физические способности и методика их развития: Учеб. пособие / В.К. Васильева, О.Ю. Яковлева. -Чебоксары: ЧИЭМ СПбГПУ, 2007. - 82 с.
  3. Волкова, Т.И. Физическое воспитание студентов, отнесен­ных по состоянию здоровья в группу лечебной физической культуры (ЛФК): Учеб. пособие / Т.И. Волкова. - Чебоксары:

ЧИЭМ СПбГПУ, 2007. - 235 с.

  1. Исаев, Ю.А. Нетрадиционные методы лечения остеохонд­роза позвоночника / Ю.А. Исаев. - Киев, 1996. - 345 с.
  2. Кулагина, К.А. Йога: гармония и путь к здоровью / К.А.

Кулагина. - М.: АСТ, 2009. - 206 с.

  1. Лотоненко, А.В. Приоритетные направления в решении проблемы физической культуры студенческой молодежи / А.В. Лотоненко // Теория и практика физической культуры. - М., 1998, №6. - С. 21-24.
  2. Потапчук, А.А. Осанка и физическое развитие детей / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. - СПб: Изд-во Речь, 2001. - 166 с.
  3. Русланова, Д.В. Здоровье физического тела / Д.В. Русла­нова. - Киев: «София»; М.: «Гелиос», 2002. - 128 с.

9. Скобликова, Т.В. Становление физической культуры сту­дентов в педагогическом вузе: Автореф. дис. ... докт. пед. наук:
13.00.04 / Т.В. Скобликова. - Курск, 2001. - 41 с.
10 . Соловьев, Г.М. Формирование физической культуры личнос­ти студента в ракурсе современных образовательных техноло­гий / Г.М. Соловьев. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. - 168 с.
11. Федякин, А.А. Организация занятий по физическому вос­питанию студентов специального отделения ВУЗа / А.А. Федя-кин, Ю.А. Тумасян, Л.К. Федякина // Адаптивная физическая культура: науч.-теоретич. журнал. - СПб: Изд-во СПбГУФК
им. П.Ф. Лесгафта, 2005, вып. 3 (23). - с. 25-28.

  1. . Физическая культура. Примерная программа для высших учебных заведений. Инструкция по организации и содержа­нию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений. - М., 1994. - 54 с.
  2. . Филатова, М.В. Самые лучшие упражнения йоги для укреп­ления здоровья / М.В. Филатова. - М.: АСТ; СПб.: Сова; Вла­димир: ВКТ, 2008. - 125 с.

14 . Фроли, Д. Йога от А до Я: практика асан с позиции Аюрве-ды / Д. Фроли. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 316 с.

  1. Чемоданова, Ф.Х. Особенности организации и методики проведения занятий физической культурой со студентками спе­циальной медицинской группы / Ф.Х. Чемоданова, Е.А. Мер­кулова // Пути совершенствования физической подготовки студенческой молодежи в современных условиях: сборник на­учных трудов. - Чебоксары: ЧИЭМ, 2009. - с. 231-234.
  2. Шоу, Б. Йога FIT / Бет Шоу. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 208 с.

Bibliography
1. Bistrov, V.I. YOGA full system of exercises / V.I. Bystrov. - Minsk: Harvest, 2009. - 352 p.
2. Vasileva, V.K. Physical abilities and a technique of their development: Studies. The grant / V.K. Vasileva, O.J. Jakovleva. -            Cheboksary: ShIEM PbSPU, 2007. - 82 p.
3. Volkova, T.I. Physical of the students carried on a state of health in group of medical physical training (LPhC): Studies. The grant / T.I.Volkova. - Cheboksary: ShIEM SPbSPU, 2007. - 235 p.

  1. Isaev, JU.A. Nonconventional methods of treatment of an osteochondrosis of a backbone / J.A.Isaev. - Kiev, 1996. - 345 p.
  2. Kulagi^, K.A. Yoga: harmony and a way to health / K.A. Kulagin. -      М: AST, 2009. - 206 p.

6. Lotonenko, A.V. Priority of a direction in the decision of a problem of physical training of student\'s youth / A.V. Lotonenko // the Theory and physical training practice. - М, 1998, №6. - P. 21-24.
7. Potapchuk, A.A. Bearing and physical development of children / A.A.Potapchuk, M.D.Didur. - SPb: Publishing house Speech, 2001. -               166 p.
8. Ruslanova, D.V. Health of a physical body / D.V. Ruslanova. - Kiev: "Sofia"; М: «Gelios», 2002. - 128 p.
9. Skoblikova, T.V. Formation of physical training of students in pedagogical high school: Abs. Ph.D. Sciences: 13.00.04 / T.V. Skoblikova. - Kursk, 2001. - 41 p.

  1. Solovvev, G.M. Formation of physical training of the student in a foreshortening of modern educational technologies / G.M. Solovev. - Stavropol: Publishing house SGU, 1999. - 168 p.
  2. Fedjakin, A.A. Organisation of employment on physical training of students of special branch of HIGH SCHOOL / A.A.Fedjakin, J.A.Tumasjan, L.K.Fedjakina // Adaptive physical training: science.-teoretich. Magazine. - SPb: Publishing house SpbGuFk of P.F.Lesgafta, 2005, вып. 3 (23). - P. 25-28.

12. Physical training. The approximate program for higher educational institutions. The instruction on the organisation and the maintenance of work of chairs of physical training of higher educational institutions. - М, 1994. - 54 p.

  1. Filatova M.V. The best of exercise of yoga for health strengthening / M.V.Filatova. - М: AST; SPb.: an owl; Vladimir: ВКТ, 2008. - 125 p.
  2. Froli, D. Joga from A to Z: practice Asana from the Ayurveda position / D. Froli. - Rostov on Don: the Feniks, 2008. - 316 p.
  3. Chemodanova, F.H. Feature of the organisation and techniques of carrying out of employment by physical training with students of special medical group / F.H. Chemodanova, E.A. Merkulov // Ways of perfection of physical preparation of student\'s youth to modern conditions: the collection of proceedings. - Cheboksary:

ShIEM, 2009. - P. 231-234.
16. Show, B. Joga FIT / B. Show. - М: Publishing house Eksmo, 2004. -    208 p.

  • Лечение позвоночника, телефон в Москве: +7(495)777-90-03 (многоканальный), +7(495)225-38-03
  • метро Нагатинская, улица Нагатинская, дом 1, корпус 21: +7(495)764-35-12, +7(499)611-62-90,

    метро Академика Янгеля, улица Академика Янгеля, дом 3: +7(495)766-51-76.
Мы Вконтакте Мы на facebook Мы в twitter

В случаях копирования материалов и размещения их на других сайтах, администрация сайта будет поступать согласно с законодательством РФ об авторском праве.

Коррекция нарушений осанки студенток специальной медицинской группы средствами йоги

Вверх