Москва: +7(495)777-90-03

 

 

СОСТОЯНИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кандидат педагогических наук, доцент И. В. Пенькова
Омская академия МВД России, Омск

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей была актуальной во все времена и остается таковой сегодня. Одним из комплексных показателей здоровья ребенка является состояние его осанки и сводов стоп.
Исследованию различных аспектов состояния осанки и сводов стоп детей школьного возраста посвящено большое количество научных работ, в то же время изучение этого вопроса на контингенте дошкольников практически лишено внимания. Кроме того, в настоящее время не существует единой методики определения осанки и единой классификации ее нарушений, в связи с чем существующие в научно-методической литературе данные очень сильно отличаются друг от друга, что не позволяет создать четкой картины.
Учитывая вышеизложенное, мы провели исследование состояния осанки и сводов стоп детей дошкольного возраста, а также силовой выносливости мышц туловища.
Методы и организация исследования. Определение состояния осанки детей в сагиттальной плоскости проводилось гониометрическим методом по В. А. Гамбурцеву; во фронтальной - измерением ромба Мошкова. Для определения силовой выносливости мышц туловища использовались функциональные пробы, разработанные в Ленинградском научно-исследовательском детском ортопедическом институте им. Турнера [4]. Состояние сводов стоп определялось по методике комплексной плантографии, разработанной Г. Г. Потихановой, С. Ф. Годуновым и Н. П. Черниной. В исследовании приняли участие 458 детей 5-6 лет, из них 200 девочек и 258 мальчиков из дошкольных учреждений Омска.
Результаты исследования. Данные состояния осанки у детей представлены в табл. 1.
Следует отметить, что 79 % девочек и 85 % мальчиков имеют высокий уровень нарушений осанки, что говорит о недостаточном внимании, уделяемом процессу ее формирования в дошкольных учреждениях и семье. Сравнение распространенности нарушений осанки у мальчиков и девочек не выявило значительных половых различий.
Существует большое количество причин, вызывающих нарушения осанки, причем в различные возрастные периоды негативное воздействие на формирование правильной осанки могут оказывать то одни, то другие причины, то их комплексы. Кроме того, осанка человека обусловлена и генетическим фактором. Тем не менее всеми исследователями отмечается ведущая роль в формировании правильной осанки окружающей среды, условий воспитания в семье, в детских учреждениях, в том числе и постановки физического воспитания.
Кроме общего состояния осанки детей нами анализировался характер выявленных нарушений (табл. 2). Из таблицы видно, что самый распространенный тип нарушения осанки у дошкольников - сутулая спина, которая встречается в среднем у 24,4 % детей. Далее полученные результаты ранжированы нами следующим образом: плоская спина - 18,7 %, лордотическая осанка - 10,9 %, кифотическая - 8,5 % и кругло-вогнутая - 4,6 %.
Состояние осанки во фронтальной плоскости определялось измерением ромба Мошкова. При нарушении сторон симметрии ромба более 0,5 см осанка определялась как асимметричная. Усиление или уменьшение физиологических изгибов позвоночника в сочетании с наличием асимметрии во фронтальной плоскости характеризовало комбинированный тип осанки. Результаты исследования осанки во фронтальной плоскости представлены в табл. 3.
Анализ состояния осанки во фронтальной плоскости позволяет сделать следующее заключение. Нарушения осанки только во фронтальной плоскости (асимметричная осанка) встречаются в 17,7 % случая. Остальные нарушения у 34,2 % дошкольников носят комбинированный характер. Нарушения осанки во фронтальной плоскости могут сочетаться со всеми ее нарушениями в сагиттальной плоскости.

Таблица 1. Состояние осанки детей дошкольного возраста

Возраст, лет

Пол

Нарушения осанки, %

всего

в сагиттальной плоскости

во фронтальной плоскости

5

д(97)

79,4

67,2

49,5

м(148)

84,5

60,8

54,1

6

д(103)

78,6

62,1

50,5

м(110)

85,5

67,2

53,6

д

79,0

64,7

50,0

м

85,0

64,0

53,8

дошк.

82,0

64,3

51,9

Таблица 2. Состояние осанки детей в сагиттальной плоскости,%

Возраст, лет

Пол

Норма

Виды нарушений

плоская

сутулов.

лордотичн.

кифотичн.

кругло-вогн.

5

д(97)

32,8

16,5

24,6

9,6

10,3

6,2

м(148)

39,2

14,9

28,4

8,8

6,7

2,0

6

д(10З)

37,9

13,5

23,4

15,5

6,8

2,9

м(110)

32,8

30,0

20,9

10,0

3,6

2,7

д

35,3

15,0

24,0

12,6

8,5

4,6

м

36,0

22,5

24,6

9,4

5,1

2,4

дошк.

35,7

18,7

24,4

10,9

6,9

3,4

Таблица 3. Состояние осанки детей во фронтальной плоскости

Возраст, лет

Пол

Норма

Асимметр.

Комбинированные нарушения

плоская

сутулов.

лордотичн.

кифотичн.

кругло-вогн.

5

д(97)

50,5

12,4

11,3

13,4

6,2

3,1

3,1

м(148)

45,9

23,7

6,8

13,5

5,4

2,7

2,0

6

д(103)

49,5

16,5

9,7

12,6

5,8

4,9

1,0

м(110)

46,4

18,2

18,2

9,1

3,6

2,7

1,8

д

50,0

14,5

10,5

13,0

6,0

4,0

2,0

м

46,2

20,9

12,5

11,3

4,5

2,7

1,9

дошк.

48,1

17,7

11,5

12,1

5,3

3,4

1,9

Обработка полученных данных с помощью методов математической статистики позволяет заключить, что ни у мальчиков, ни у девочек ни одной возрастной группы с состоянием осанки в сагиттальной плоскости не взаимосвязано с ее состоянием во фронтальной.
В целом количественное распределение комбинирования асимметричной осанки с различными типами ее нарушений в сагиттальной плоскости отражает распространенность последних.


Общая картина состояния осанки детей представлена на рис. 1.


Еще один момент, на котором следует остановиться, - это исследование взаимосвязи между состоянием осанки и статической силой мышц туловища. Во многих работах научного и методического характера отмечается, что в формировании осанки главную роль играет статическая выносливость мышц спины, живота и боковых поверхностей туловища (Б. П. Полецкий, 1986, А. П. Павлов, 1985, и др.). Согласно В. А. Арсланову (1985) для формирования правильной осанки нужна не сила мышц вообще, а равномерность мышечного тонуса. И только в работе М. Е. Клюева (1969), проведенной на детях школьного возраста, отмечается, что при формировании осанки необходимо прежде всего формировать двигательный навык, обеспечивающий поддержание правильной позы.
Для определения состояния силовой выносливости мышц туловища мы провели специальные исследования (табл. 4), из которых явствует, что в среднем результаты силовой выносливости мышц туловища у детей дошкольного возраста невысоки: дети не в силах длительное время удерживать туловище в статическом положении. Это необходимо учитывать при проведении занятий,
требующих длительного пребывания в положении сидя. Такие занятия обязательно должны включать физкультминутки и частую смену рабочих поз.
Мышцы живота и спины развиты значительно сильнее, чем боковые мышцы туловища. Поэтому на развитие боковых мышц туловища необходимо обратить особое внимание. Статистическое сравнение силовой выносливости у мальчиков и девочек не выявило значимых различий. Полученные результаты следует учитывать при подборе физических упражнений и определении нагрузки в процессе физического воспитания.
Кроме того, большие величины средних квадратических отклонений, представленные в таблице, показывают, что по показателям силовой выносливости мышц туловища дети очень сильно различаются, причем эта закономерность наблюдается во всех возрастных группах, по всем показателям и увеличивается с возрастом. Следовательно, при планировании заданий обязательно нужно помнить о различиях в индивидуальных возможностях детей.
Обработка полученных данных методами математической статистики показала отсутствие значимой корреляционной зависимости между состоянием осанки и статической силой мышц туловища детей дошкольного возраста.
Кроме состояния осанки нами определялось состояние сводов стоп (табл. 5). Анализ результатов показал, что 50 % девочек и 53,5 % мальчиков 5 лет имеют различные нарушения сводов стоп. Несмотря на то что к 6 годам состояние сводов стоп детей немного улучшается, однако, распространенность этого вида нарушения ОДА остается значительной (у 48,1 % девочек и у 52,9 % мальчиков). 
 

Рис. 1. Характер нарушений осанки у детей дошкольного возраста.

1 - нормальная осанка, 2 - асимметричная осанка, 3 - лордотическая осанка, 3.1 - комбинированная осанка (к. о.) в сочетании с лордотической осанкой, 4 - сутуловатая осанка, 4.1 - к. о. в сочетании с сутуловатой осанкой, 5 - плоская осанка, 5.1 - к. о. в сочетании с плоской осанкой, 6 - кифотическая осанка, 6.1 - к. о. в сочетании с кифотической осанкой, 7 - кругло-вогнутая, 7.1 - к. о. в сочетании с кругло-вогнутой осанкой
Существует большое количество причин, вызывающих нарушения сводов стоп, однако наиболее часто (примерно в 90-95 % случаев) плоскостопие - результат слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата.
Многочисленными исследованиями (Ю. И. Сбруев, 1973; И. В. Буланова, 1983; Е. В. Брячина, 1997, и др.) установлено, что главной силой, удерживающей своды стоп, являются именно мышцы, а связки играют второстепенную роль. Кроме того, доказано, что уже в дошкольном возрасте приросты двигательных качеств, в том числе и силы различных мышечных групп, зависят от ряда не только биологических факторов, но и социальных, в частности постановки физического воспитания в дошкольных учреждениях.
Таким образом, результаты, представленные в табл. 5, свидетельствуют о том, что работа по профилактике плоскостопия, которая проводится на занятиях по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях, недостаточно эффективна.
Для правильной организации работы по профилактике нарушений сводов стоп большое значение имеет изучение характера выявленных нарушений (рис. 2).
На рисунке представлены обобщенные данные по всему дошкольному возрасту, так как проведенный нами сравнительный анализ показал отсутствие существенных различий в характере нарушений сводов стоп у мальчиков и девочек 5-6 лет.
Как видно из рисунка, в среднем 18 % детей имеют пониженный свод стоп. Это отклонение занимает промежуточное положение между плоскостопием и нормальным сводом стоп, так называемая "зона риска", которая при неблагоприятных условиях в любой момент может перейти в плоскостопие. Плоскостопие I степени встречается в среднем в 5 % случаев. Несколько чаще (примерно в 11 % случаев) у детей отмечается плоскостопие II и III степени. И еще около 5 % детей имеют нарушения только на одной стопе. Таким образом, плоскостопие, нуждающееся в специальном лечении, встречается примерно в 22 % случаев у детей дошкольного возраста. Для остальных детей большое значение имеет проведение специальных профилактических мероприятий, способствующих укреплению сводов стоп и предотвращению его развития.


Таблица 4. Средние показатели силовой выносливости мышц туловища детей дошкольного возраста

Возраст,
лет

Пол

Мышцы спины

Мышцы правого бока

Мышцы левого бока

Мышцы живота

х ср., с

х ср., с

х ср., с

х ср., кол. раз

5

д(97)

44,8

31,62

7,8

8,38

8,0

8,35

15,8

11,5

м(148)

34,3

26,24

13,1

16,58

9,8

12,06

16,8

12,77

t

0

 

0

 

0,19

 

0,56

 

6

д(10З)

53,4

34,55

11,1

10,61

11,5

11,72

20,1

10,33

м(110)

55,2

36,04

14,2

13,54

14,9

14,74

25,1

14,44

t

0,73

 

0,9

 

0,09

 

0,01

 

Таблица 5. Состояние сводов стоп у детей дошкольного возраста, %

Возраст,
лет

Пол, n

Норма

Пониженный

 Плоскостопие 

I ст.

II ст.

III ст.

на 1 ноге

5

д(96)

50,0

20,8

6,3

8,3

12,5

2,1

м(86)

46,5

18,6

2,3

7,0

14,0

11,6

6

д(84)

51,9

16,7

7,1

12,4

9,5

2,4

м'(102)

47,1

15,7

5,9

19,6

7,8

3,9

2

д

50,9

18,7

6,7

10,4

11,0

2,3

м

46,8

17,1

4,1

13,3

10,9

7,8

2

дошк.

48,9

18,0

5,4

11,6

11,0

5,1

Рис. 2. Состояние свод стоп у детей дошкольного возраста. 1 - нормальные своды стоп, 2 - пониженный свод стоп, 3 - плоскостопие I степени, 4 - плоскостопие II степени, 5 - плоскостопие III степени, 6 - нарушение свода одной стопы

Обсуждение результатов исследования. Таким образом, из вышесказанного следует, что современная постановка физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях не способствует профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата. В сагиттальной плоскости чаще всего отмечаются нарушения, связанные с увеличением верхнегрудного отдела позвоночника (сутуловатая осанка) при уменьшенных или реже нормальных остальных изгибах позвоночника. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что дети много времени проводят в статической позе удержания туловища в вертикальном положении сидя или стоя при недостаточной функциональной силе мышц, характерной для этого возраста. Также довольно часто встречаются нарушения, связанные с уменьшением физиологических изгибов позвоночника (плоская спина), что объясняется незаконченностью процессов формирования физиологических изгибов позвоночника. Значительно реже у детей встречаются нарушения, связанные с увеличением лордоза (лордотическая осанка), что также объясняется возрастными особенностями формирования физиологических изгибов позвоночника, в частности тем, что лордоз формируется последним, примерно к 12 годам. И еще реже встречаются нарушения, связанные с увеличением грудного кифоза (кифотическая осанка), а также с увеличением всех изгибов позвоночника (кругло-вогнутая спина). Примерно у третьей части дошкольников (34,2 %) нарушения осанки в сагиттальной плоскости сопровождаются нарушением симметрии тела во фронтальной плоскости.
При определении средств формирования правильной осанки в процессе физического воспитания следует помнить, что с физиологической точки зрения осанка характеризуется как своеобразный двигательный навык, определяемый системой условных рефлексов, обеспечивающих правильное положение тела в пространстве. Так, В. А. Гамбурцевым (1975) было отмечено, что важную роль в формировании правильной осанки играют регуляторные влияния высших отделов центральной нервной системы, от которых зависит тонкая координация между положением и движением отдельных звеньев человеческого тела. В результате индивидуального развития создается определенно формирующийся динамический стереотип, в структуру которого входят и так называемые позно-тонические рефлексы.
Проведенные нами исследования доказывают, что решающее значение в профилактике нарушений осанки имеет регулярное использование специальных упражнений, направленных на формирование динамического стереотипа правильного держания тела в пространстве. К этой группе упражнений относятся упражнения на выработку ощущений правильной осанки, а также на развитие и тренировку различных анализаторов, принимающих участие в поддержании правильной осанки (упражнения у вертикальной стены, у зеркала, в балансировании с предметом на голове, а также в равновесии).
В научно-методической литературе указывается, что состояние сводов стоп зависит от качества осанки детей, особенно поясничного отдела позвоночника. Обработка полученных данных с помощью корреляционного анализа выявила отсутствие взаимосвязи между состоянием осанки в сагиттальной плоскости и сводами стоп, состоянием осанки во фронтальной плоскости и состоянием сводов стоп, а также отдельными показателями осанки и показателями сводов стоп. Таким образом, профилактика нарушений осанки и профилактика плоскостопия - это два самостоятельных процесса, которые должны быть включены в каждое занятие по физическому воспитанию.
Заключение. Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Современная организация физического воспитания в дошкольных учреждениях и семье не решает проблемы профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей.
2. В дошкольном возрасте нарушения осанки и сводов стоп не имеют выраженного патологического характера, их состояние может улучшаться при правильной организации занятий в дошкольных учреждениях.
3. Низкий уровень развития силовой выносливости мышц туловища свидетельствует о необходимости включения физкультминуток, направленных на снятие позного утомления при проведении занятий, требующих длительного пребывания в статических положениях.
4. Основным средством профилактики нарушений осанки служат специальные упражнения, направленные на выработку навыка правильной осанки, а упражнения, направленные на повышение силовой выносливости мышц туловища, имеют дополнительное значение.
5. Профилактика нарушения осанки и профилактика плоскостопия - это два самостоятельных процесса, которые должны взаимно дополнять друг друга на каждом занятии.

 

 

Использованная литература:
1. Гамбурцев В.А. Гониометрия человеческого тела. - М.: Медицина, 1975. - 165 с.
2. Клюев М.Е. Учет анатомо-физиологических особенностей при проведении физических упражнений с младшими школьниками: Учеб. пос.  Рига, 1987. -37 с.
3. Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. М.,1982. -144 с.
4. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Полная энциклопедия лечебной гимнастики. СПб., 2003. - 512 с.
5. Пенькова И.В., Сулейманов И.И. Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания. - Тюмень: изд-во "Вектор Бук", 2000. - 40 с.

 

  • Лечение позвоночника, телефон в Москве: +7(495)777-90-03 (многоканальный), +7(495)225-38-03
  • метро Нагатинская, улица Нагатинская, дом 1, корпус 21: +7(495)764-35-12, +7(499)611-62-90,

    метро Академика Янгеля, улица Академика Янгеля, дом 3: +7(495)766-51-76.
Мы Вконтакте Мы на facebook Мы в twitter

В случаях копирования материалов и размещения их на других сайтах, администрация сайта будет поступать согласно с законодательством РФ об авторском праве.

Состояние опорно-двигательного аппарата для детей дошкольного возраста

Вверх